каталог ЛЭД
О компании
Электрические двигатели в самых различных вариантах применяются сегодня во всех отраслях промышленности.
В большинстве технологических процессов характеристики приводов оказывают влияние на эффективность
производства.
ООО “Липецкий Электродвигатель” предлагает трехфазные асинхронные электродвигатели в диапазоне от 6
кВт до 400 кВт для общепромышленного применения, а также для применения в особых условиях эксплуатации
в химической, нефтехимической, горнодобывающей, цементной, сталелитейной промышленности,
судостроении, в том числе взрывозащищенные двигатели, двигатели для систем вентиляции и дымоудаления, а
также двигатели для особо суровых климатических условий эксплуатации.
Электродвигатели обеспечивают:
• энергосберегающую работу за счет высоких значений КПД, двигатели классов энергоэффективности IE2, IE3.
• универсальность применения.
• повышенный срок службы, надежность и тепловую перегрузочную способность за счет серийного исполнения
с классом нагревостойкости F с тепловым запасом (класс нагревостойкости Н в качестве специального
исполнения).
• возможность установки таких компонентов, как датчики контроля температуры обмотки и подшипников,
электром агнитный тормоз, устройства принудительной вентиляции для решения современных задач
управления и регулирования в зависимости от требований заказчика.
Идеологией нашей фирмы является строго индивидуальный и конфиденциальный подход к каждому клиенту.
Мы не предлагаем типовых решений, а внимательно изучаем практическую ситуацию, разрабатываем комплекс
индивидуальных предложений и успешно их реализуем.
Выпускаемая продукция
• Электродвигатели асинхронные взрывозащищенные вертикальные предназначенные
для безредукторного привода вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения и
градирен, мощностью от 6 до 400 кВт, c частотой вращения 500; 428,6; 375; 300;
250; 187,5; 176,5 об/мин;
• Электродвигатели асинхронные общепромышленные вертикальные предназначенные
для безредукторного привода вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения и
градирен, мощностью от 3 до 132 кВт, c частотой вращения 500; 428,6; 375; 300;
250; 187,5; 176,5 об/мин;
• Электродвигатели для применения во взрывоопасных газовых средах в помещениях
и наружных установках (кроме шахт, опасных по рудничному газу (метану)),
относящихся к категориям IIA, IIB, IIC по ГОСТ IEC 60079-1 и группам
взрывоопасных смесей Т1, Т2, Т3, Т4 по ГОСТ IEC 60079-5;
• Электродвигатели, предназначенные для применения в подземных выработках
шахт, рудников и в их наземных строениях, опасных по рудничному газу и/или
горючей угольной пыли, отнесенные к категории I по ГОСТ IEC 60079-1 и группе
взрывоопасных смесей Т1 по ГОСТ IEC 60079-5;
• Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором
общепромышленного применения, в том числе классов энергоэффективности IE2,
IE3 в соответствии с IEC 60034-30;
Краткий обзор технических характеристик двигателей стандартных исполнений:
Тип монтажного исполнения по ГОСТ Р МЭК 60034-7
Наиболее распространенные типы исполнения приведены в таблице.
Основной тип исполнения указан на фирменной табличке в соответствии с Код II ГОСТ Р МЭК
60034-7-2012.
IM B3
IM V6
IM 1011
IM V5
IM 1001
IM B35
IM 1031
IM 2031
IM V36
IM 2011
IM V15
IM 2001
IM V1
IM 3001
IM B5
IM V3
IM 3011
IM 3031
Описание основных монтажных исполнений по ГОСТ Р МЭК 60034-7 код II (код I):

• IM 1001 (IMВ3)– электродвигатель на лапах с двумя подшипниковыми щитами;
• IM 2001 (IMВ35)– электродвигатель на лапах с фланцем доступным с обратной стороны (с гладкими отверстиями
для присоединения к приводному механизму);
• IM 3001 (IMВ5)– электродвигатель без лап с фланцем доступным с обратной стороны;
По заказу двигатели изготавливаются с другими исполнениями, предусмотренными ГОСТ Р МЭК 60034-7.
Охлаждение и вентиляция

Электродвигатели в стандартной комплектации имеют исполнение IC411 (самоохлаждение) по ГОСТ Р МЭК
60034-6 и оснащены вентиляторами (ДВ, ДВР, ДА). Для охлаждения двигателей (ДВВ, ДАВ) используется
вентилятор аппарата воздушного охлаждения, установленный на конце вала.
Степень защиты

Степени защиты указываются в виде краткого обозначения, которое состоит из 2 символов-идентификаторов
(IP) и 2 цифр.
IP (International Protection) - символ-идентификатор степени защиты от прикосновения, проникновения
инородных тел и воды
Степень
защиты

Первая цифра

Защита от прикосновения и от попадания инородных тел

Вторая цифра

Защита от воды

IP 55
IP 56

Машина, защищенная от пыли

Исключено прикосновение или приближение к токоведущим и

движущимся частям внутри оболочки.

Проникновение пыли полностью не исключено, однако пыль

не может проникать в количестве, достаточном для нарушения

удовлетворительной работы машины

Машина, защищенная от разбрызгиваемой воды

Вода, разбрызгиваемая на машину в любом направлении,

не должна оказывать вредного воздействия

Машина, защищенная от водяных струй

Струя воды, направленная из шланга с наконечником на машину с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

Машина, защищенная от воздействия морских волн

Вода от морских волн или вода, выбрасываемая из мощного сопла, не должна проникать внутрь машины в количестве, оказывающем вредное воздействие

IP 54
Структура и пример обозначения электродвигателей

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ДВ
250
S
В
2
У1
IM 1001
1 Еx d IIB T4
380/660
1. Название серии
ДВВ (двигатели взрывозащищенные вертикальные)
ДАВ (двигатели асинхронные вертикальные)
ДВР (двигатели взрывозащищенные рудничные)
ДВ (двигатели взрывозащищенные)
ДА (двигатели асинхронные общепромышленного назначения)
2. Габарит
Высота оси вращения (мм):
250, 280, 315, 355, 400
3. Установочный размер по длине станины
S – короткая;
М – средняя;
L – длинная
4. Длина сердечника статора
А – первая;
В – вторая
5. Число полюсов
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24, 32, 34
6. Климатическое исполнение и категория размещения
по ГОСТ 15150
У – эксплуатация в условиях умеренного климата;
Т – эксплуатация в условиях тропического климата;
ОМ – эксплуатация на судах морского и речного флота;
УХЛ – эксплуатация в условиях умеренно-холодного климата;
1 – эксплуатация на открытом воздухе;
2 – эксплуатация под навесом при отсутствии прямого
воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков;
3 – эксплуатация в закрытых помещениях без искусственного
регулирования климатических условий;
4 – эксплуатация в закрытых помещениях с искусственным
регулированием климатических условий;
5 – эксплуатация в помещениях с повышенной влажностью.
7. Исполнения по монтажу
(IM 1001, IM 2001 …),
8. Маркировка взрывозащиты
(1 Еx d IIB T4, 1 Ex d IIC T4, РВ Exd I,…) при необходимости.
9. Исполнение по напряжению (380, 380/660, 660/1140).
Вибрационные характеристики
Допустимая вибрация электродвигателей соответствует ГОСТ Р МЭК 60034 -14-2008.
Все роторы подвергаются динамической балансировке с половиной шпонки.
Уровень вибрации гарантируется категории А согласно таблицы для стандартных двигателей.
По требованию заказчика, двигатели могут изготавливаться с уровнем вибрации категории В.
Таблица – Максимально допустимые значения вибросмещения, виброскорости и виброускорения для различных высот оси вращения вала.

Категория

машин

Крепление
Высота оси вращения, мм
132≤Н≤280
Н>280

Вибросмещение,

μм

Вибросмещение,

μм

Виброскорость,

мм/с

Виброскорость,

мм/с

Виброускорение,

м/с2

Виброускорение,

м/с2

A
B
Упругуе
Упругуе
Жесткое
Жесткое
35
45
37
29
24
29
18
14
2,2
3,5
2,8
2,8
2,8
2,4
2,3
1,7
1,4
1,8
1,8
1,5
4,4
3,6
1,1
0,9
Категория «А» - машины без специальных требований к вибрации.
Категория «В» - машины со специал ьными требованиями к вибрации.
Подшипники / смазка подшипников
Электродвигатели оснащаются подшипниками качения известных производителей.
Номинальный срок службы при использовании максимально допустимой нагрузки составляет не менее
20000 ч. Номинальный срок службы подшипников при горизонтальном расположении двигателя без осевой
дополнительной нагрузки для привода с муфтой составляет 40000 ч.
Для достижения номинального срока службы смазка подшипников должна своевременно пополняться.
Для исполнений двигателей с пополнением смазки в нормальных условиях эксплуатации срок службы смазки
составляет 2000 часов исполнения (для двигателей 2-х полюсного) или 4000 часов (для остальных исполнений).
Допустимая нагрузка на конец вала
Величина допустимой нагрузки на конец вала определяется следующими основными критериями:
• допустимый прогиб вала
• усталостная прочность вала
• срок службы подшипников
Для допустимых нагрузок на концы валов (радиальные и осевые нагрузки) в основу положены номинальный
срок службы подшипников в 20000 часов и запас прочности от усталостного разрушения >2,0.
В качестве схемы нагрузки задана следующая
Приведенные допустимые силы действительны для установки двигателей
практически без вибраций и при приложении нагрузок по указанной выше
схеме. Нагрузки Fr и Fa в общем зависят от применяемых передаточных
элементов, т.е. от возникающих на этих передаточных элементах осевых
и радиальных сил, включая их массы.
Определение допустимых нагрузок проводится по стандартным формулам
механики, например, для ременных шкивов
F
r
=
2 * 10 *
7
P
n*D
*C
Fr – радиальная сила в Н
P – номинальная мощность двигателя в кВт (мощность передачи)
n – номинальная частота вращения двигателя D = диаметр шкивов в мм
c – коэффициент предварительного натяжения по данным изготовителя
ремней (для клиновых ремней преимущественно 2,5)
Если рассчитанные нагрузки валов больше допустимых,необходимо
изменение приводных элементов.
Это возможно за счет следующего:
• выбора большего диаметра ременных шкивов; • использования клиновых вместо плоских
ремней;
• выбора другого диаметра шестерни или угла наклона зубчатого зацепления;
• выбора другого исполнения муфты и т.д.
Fr — радиальная нагрузка на конец вала
Fa — осевая нагрузка на конец вала
l — длина конца вала
x — расстояние точки приложения силы Fr
от буртика вала
Fa
Fr1,0
Fr0,5
6-полюсный
Fa
Fr1,0
Fr0,5
4-полюсный
Fa
Fr1,0
Fr0,5
2-полюсный
Fa
Типо-
Размер
Основное исполнение, вертикальный вал
Допустимые осевые и радиальные нагрузки, кН
Основное исполнение, горизонтальный вал
Для типоразмеров 355 – значения по запросу
Типо-
Размер
Типо-
Размер
Fa
Fa
Fa
Fa
Fa
Fr0,5
Fr0,5
Fr0,5
Fr0,5
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr1,0
Fr0,5
Fr0,5
Fr0,5
Fa
Fa
Fa
2-полюсный
2-полюсный
6-полюсный
6-полюсный
4-полюсный
4-полюсный
8-полюсный
Fr0,5
8-полюсный
250 S
250 S
280 S
280 S
280 M
280 M
315 M
315 M
250 M
250 M
315 S
315 S
3,5
2,0
2,0
4,0
4,0
4,0
3,0
3,0
3,0
3,8
3,0
13,0
3,0
3,0
3,0
3,0
2,3
2,5
2,5
2,0
2,3
1,5
2,0
1,5
1,5
1,5
6,0
6,0
6,0
6,0
6,1
6,5
6,6
6,0
6,0
6,0
6,0
6,0
6,0
5,0
5,0
5,1
5,5
5,6
5,0
5,0
7,0
7,0
7,0
7,0
7,0
7,4
7,3
7,5
7,8
7,6
8,7
8,1
8,2
8,3
8,6
8,9
8,7
8,4
8,9
8,7
8,8
8,7
8,5
8,3
11,3
11,4
11,5
11,1
8,0
8,05
7,6
7,8
10,6
10,7
7,5
7,5
7,5
7,5
7,5
7,3
7,3
10,0
10,9
10,3
10,2
13,5
14,8
10,8
10,5
10,6
14,3
15,1
9,6
9,6
9,7
9,5
9,4
12,8
12,1
12,9
13,5
12,5
12,0
12,3
9,6
9,3
9,5
9,5
9,5
9,9
9,6
9,7
9,4
6,8
6,8
6,9
6,7
6,5
6,6
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,0
5,05
4,6
4,6
5,6
9,0
9,0
9,1
9,0
5,4
5,4
5,1
5,9
5,9
Шумовые характеристики
Измерение шума проводится по ГОСТ IEC 60034-9-2014 при расчетной мощности, расчетном напряжении и частоте. В качестве уровня шума в дБ(A) задается среднее значение измеренного на расстоянии 1 м от наружного контура двигателя уровня звукового давления измеряемой поверхности LpA.
Уровень звуковой мощности LWA для измеряемой поверхности LS определяется по формуле

LWA = LpA + LS (дБ)


Величина LS, в зависимости от площади измеряемой поверхности двигателя составляет
Типоразмер
Двигатель
LS (дБ)
13
14
15
250-315
225
355
Для машин в исполнении на 60 Гц в качестве ориентировочного значения уровня шума служит табличное значение + 4 дБ(A). Обязательные данные для 60 Гц – по запросу.
Для основных исполнений значения уровня шума приведены в таблице.
Уровень звукового давления LpA для двигателей в стандартном исполнении
LpA, дБ
LpA, дБ
LpA, дБ
LpA, дБ
2-полюсный
8-полюсный
6-полюсный
4-полюсный
250 S
250 M
280 S
280 M
315 S
315 M
315 L
75
65
65
68
68
68
68
70
61
61
65
65
65
66
66
75
78
78
79
79
79
69
69
72
72
76
76
76
Приведенные в таблице значения уровня шума действительны при расчетной мощности, расчетном напряжении и 50 Гц с допуском +3 дБ.
Измерение уровня шума по ГОСТ IEC 60034-9-2014.
Окрашивание
Защита электродвигателя
Обмотки и изоляция
Энергосберегающие электродвигатели
Стандартная окраска пригодна для климатической группы “умеренный климат“ по ГОСТ 15150 для установки внутри помещений и на открытом воздухе, на короткое время в условиях относительной влажности воздуха до 100% при температурах до +30°C, постоянно в условиях относительной влажности до 85% и температурах до +25 °C. Стандартный цвет окраски RAL 7036 (серый).
Другие цвета для стандартного покрытия можно заказывать, указывая требуемый номер RAL.
По требованию возможны различные варианты защиты двигателя:
• Защита двигателя с термометрическими датчиками с позисторами в обмотке статора
• Биметаллические термоэлементы в обмотке статора в качестве размыкающего или замыкающего контакта
• Термометры сопротивления для контроля температуры обмоток или подшипников
• Система диагностики вибраций подшипников.
В систему изоляции входят высококачественные эмалированные провода и тонкопленочные изоляционные материалы, а также пропитывающая смола, не содержащая растворителей. Это обеспечивает высокий уровень механической и электрической прочности, хорошую ремонтопригодность и длительный срок службы двигателей. Система изоляции защищает обмотку от агрессивных коррозионных газов, паров, пыли, масла и повышенной влажности воздуха. Она способна выдерживать вибрационное воздействие.
Конструктивное исполнение всех двигателей соответствует требованиям эксплуатации по температурному классу F.
Применение энергоэффективных двигателей позволит:
-увеличить КПД двигателя;
-повысить надежность его работы;
-снизить время простоев;
-уменьшить затраты на техобслуживание;
-увеличить устойчивость двигателя к тепловым перегрузкам;
-повысить перегрузочную способность;
-поднять устойчивость двигателя к ухудшению эксплуатационных условий;
-повысить коэффициент мощности;
-поднять скорость двигателя за счет уменьшения скольжения;
Таблица - Классы энергоэффективности IE
Класс
Наименование
IE 1
IE 2
IE 3
IE 4
Нормальный
Повышенный
Премиум
Супер-премиум
В РФ действует ГОСТ Р 54413-2011, который устанавливает четыре класса энергоэффективности
Электродвигатели асинхронные взрывозащищенные серий ДВ и ДВР
Электродвигатели асинхронные общепромышленные серии ДА
Электродвигатели асинхронные взрывозащищенные серий ДВ и ДВР трехфазные, с короткозамкнутым ротором предназначенные для работы от трехфазной сети переменного тока, а также при их питании от преобразователей частоты или устройств плавного пуска, в качестве привода стационарных машин и механизмов (насосов, вентиляторов, компрессоров и др.) во взрывоопасных средах газа, пара или тумана.
Двигатели выпускаются по ТУ 27.11.25-009-46342792-2022.

Двигатели соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза 012/2011.
Двигатели асинхронные взрывозащищенные серии ДВ и ДВР предназначены для внутренней и наружной установки в потенциально взрывоопасных зонах согласно классификации ПУЭ, и в соответствии с ГОСТ IEC 60079-1-2011 подразделяются на следующие группы:
I – двигатели серии ДВР с маркировкой взрывозащиты РВ Ex d I Mb, предназначенные для применения в подземных выработках шахт, рудников и в их наземных строениях, опасных по рудничному газу и/или горючей угольной пыли, отнесенные к категории I и группе взрывоопасных смесей Т1;
II – двигатели серии ДВ с маркировкой взрывозащиты 1Ex d IIB T4 Gb или 1Ex d IIС T4 Gb, предназначенные для применения во взрывоопасных газовых средах в помещениях и наружных установках (кроме шахт, опасных по рудничному газу (метану)), относящихся к категориям IIA, IIB, IIC и группам взрывоопасных смесей Т1, Т2, Т3, Т4.

Виды климатического исполнения по ГОСТ 15150: У1, У2,5, УХЛ2,5, УХЛ1, Т1, Т2,5, ОМ1, ОМ2,5.
Двигатели изготавливаются на напряжение 220/380, 380/660 В по ГОСТ 12139. Двигатели могут изготавливаться на другие стандартные номинальные напряжения по ГОСТ 12139, а также с питанием от преобразователей частоты или устройств плавного пуска.

Двигатели изготавливают на синхронные частоты вращения по ГОСТ 12139: 3000, 1500, 1000, 750, 600, 500 об/мин - при частоте питающей сети 50 Гц.
Конструкция и технология изготовления двигателей обеспечивает возможность поставки с максимальным учетом индивидуальных требований каждого конкретного заказчика.
Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа: IM1001, IM2001, IM3001 и другими исполнениями по ГОСТ 2479.

Исполнение по степени защиты двигателей IP55.
Двигатели предназначены для работы от стандартной сети переменного тока частотой 50 Гц, а также при их питании от преобразователей частоты или устройств плавного пуска.
Двигатели допускают как левое, так и правое направление вращения.
Пуск двигателей прямой, обеспечива­ется как при номинальном напряжении сети, так и при снижении напряжения сети за время пуска до 0,8 Uном.
Двигатели асинхронные серии ДА трехфазные, с короткозамкнутым ротором предназначены для работы от трехфазной сети переменного тока частоты 50 и 60 Гц по ГОСТ 12139, а также при их питании от преобразователей частоты или устройств плавного пуска, в качестве привода стационарных машин и механизмов (насосов, вентиляторов, компрессоров и др.) во различных отраслях промышленности.
Двигатели соответствуют нормам IEC 34-1, ГОСТ Р 52776.
Двигатели выпускаются с классом энергоэффективности IE1, IE2, IE3 согласно IEC 60034-30.
Виды климатического исполнения: У1, У2,5, УХЛ2,5, УХЛ1, Т1, Т2,5, ОМ1, ОМ2,5.
Двигатели изготавливаются на напряжения 220/380, 380/660, 400/690В. Двигатели могут изготавливаться на другие стандартные номинальные напряжения по ГОСТ 12139.
Двигатели изготавливают на синхронные частоты вращения: 3000, 1500, 1000, 750, 600, 500 об/мин - при частоте сети 50 Гц.
Конструкция и технология изготовления двигателей обеспечивает возможность поставки с максимальным учетом индивидуальных требований каждого конкретного заказчика.
Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа: IM1001, IM2001, IM3001 и другими исполнениями по ГОСТ 2479.
Исполнение по степени защиты двигателей IP55.
Двигатели допускают как левое, так и правое направление вращения.
Пуск двигателей прямой, обеспечива­ется как при номинальном напряжении сети, так и при снижении напряжения сети за время пуска до 0,8 Uном.
В зависимости от конкретных требований заказчика двигатели могут поставляться:
  • С датчиками контроля температуры подшипников и обмотки;
  • C датчиками контроля температуры подшипников;
  • C вибродатчиком или с площадкой под установку вибродатчиков;
  • С антиконденсатными нагревателями;
  • C возможностью установки дополнительной коробки для подключения цепи датчиков температурной защиты и вибродатчика.

Двигатели выпускаются по ТУ 27.11.25-010-46342792-2022.

Номинальные значения основных параметров двигателей ДВ, ДВР, ДА по ГОСТ

КПД - коэффициент полезного действия
Cos φ – коэффициент мощности
Iн - номинальный ток
Iп/Iн – кратность пускового тока
Мп/Мн – кратность пускового момента
Ммин/Мн – кратность минимального момента
Ммакс/Мн – кратность максимального момента

По DIN / CENELIC

Габаритные, установочно-присоединительные размеры двигателей ДВ, ДВР, ДА по ГОСТ

По DIN / CENELIC

Исполнение по монтажу IM4001/IM4081

(фланец на станине)

Исполнение по монтажу IM9701

Лапы + фланец на станине